Печать

В помощь специалистам СППС

Ссылка Министерства образования https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/normativnye-pravovye-akty/

Ссылка МОИРО https://moiro.by/направления/воспитательная-работа/нормативное-и-правовое-обеспечение

Ссылка Право бай http://www.pravo.by

Ссылки облако СПЦ https://cloud.mail.ru/public/5E17/pLusfaZKH,  https://cloud.mail.ru/public/9UmE/3cdZueMW9

«Как вести себя с застенчивым ребенком?»

 

Застенчивость — особенность, характерная как для детей, так и для взрослых. Быть застенчивым, значит — бояться общения, застенчивый человек видит в общении, особенно с незнакомыми людьми, угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что эта черта формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Одной из причин ее возникновения может быть заниженная самооценка или неуверенность в себе. Считая себя хуже, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

Чем раньше родители и воспитатели обратят на это внимание, чем раньше они начнут работать над отношением ребенка к самому себе, тем больше шансов, что ребенок вырастет в себе уверенного взрослого.

Как предотвратить проблему

  • Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
  • Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.
  • Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем, чтобы у него все же формировался положительный образ себя.
  • Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

üСамое главное – «не давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, не приклеивайте ярмо «застенчивый» (помните: дети ведут себя так, как о них отзываются окружающие). Уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

üНачните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь в сторонку.

üОбязательно научите ребенка нужным словам – как предложить другому ребенку играть вместе.

üПостарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните малышу, что нет опасности в том, чтобы сделать или сказать что-то неправильно. Все люди ошибаются. Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему подобные случаи, происшедшие с вами, и собственные переживания по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать себя увереннее в аналогичных ситуациях.

üПостарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому поводу. Ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность. Попробуйте смотреть на ребенка не глазами цензора, и со временем вы увидите, как он преобразится.

üНе требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость. Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся вашего ребенка, спокойными и невозмутимыми. Ведите себя уравновешенно. Это поможет снять напряжение.

üЗаручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в коллективную жизнь группы. Участие в конкурсах, соревнованиях и т.п. поможет вашему малышу стать общительным и приобрести друзей.

Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), плохо спят, во время бодрствования подвижны, возбуждены.

К 4 годам отчетливыми становятся нарушения внимания:

  • ребенок не может сосредоточенно заниматься чем-либо, невнимателен;
  • он не может спокойно дослушать сказку, ему трудно поддерживать внимание во время игры или при выполнении задания;
  • не может до конца закончить поставленную задачу;
  • слушает, но, кажется, что не слышит;
  • легко отвлекается;
  • пытается заниматься несколькими делами одновременно, может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое;

Характерные признаки СДВГ:

  • ребенок суетлив;
  • не способен усидеть на одном месте;
  • много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте);
  • болтлив, не может тихо или спокойно заниматься чем-либо на досуге;
  • с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
  • в разговоре часто прерывает, задает вопросы и, не дожидаясь ответов, переключается на другой вопрос или занятие.

Все это происходит за небольшие промежутки времени. Такой ребенок постоянно что-то делает, хватает, роняет и т.д. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей.

Пути преодоления гиперактивности у детей:

ü   Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Это - психологи, психотерапевты, психоневрологи.

ü   Установить четкий распорядок дня, например: гигиенические процедуры, утренняя гимнастика, завтрак, прогулка, обед, дневной сон, спокойные игры, полдник, вечерняя прогулка, чтение, купание в ванне. Очень важно совместно с ребенком нарисовать распорядок дня понятными для ребенка символами (зубная щетка – чистить зубы, тарелка с вилкой – обед, и т.д.), и расположить плакат на видном месте.

ü   Помогать ребенку организовывать и планировать свою деятельность.

ü   Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним.

ü   Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении каких-либо заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов.

ü   Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы, необходимо научиться давать ему инструкцию. Важно при этом установить зрительный контакт. Инструкции должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас.

ü   Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме.

ü   Ограничить просмотр телевизионных передач и длительных занятий на компьютере.

ü   После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение 20 минут. За это время ребенок сможет выразить накопившиеся эмоции, поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня.

ü   Для снятия мышечного напряжения необходимо использовать успокоительный массаж, поглаживания ребенка по спине. Поглаживание влияет на весь организм в целом, является успокаивающим и антистрессовым методом телесной терапии.

ü   Очень важна для таких детей релаксация всего тела, сон под спокойную классическую музыку и монотонные, однообразные шумы природы (шум морского прибоя, шум дождя), пение птиц.

ü   Успокаивающим образом действуют на нервную систему ребенка игры с водой. По приходу из дошкольного учреждения, а также перед сном разрешите ребенку поиграть с теплой водой. Для этого подготовьте заранее тазы и другие емкости, небьющиеся стаканчики, пузырьки, бутылочки, шприцы без иголок. Организуйте для игр с водой безопасное место (на кухне или в ванной).

ü   Помогайте ребенку реализовать повышенную энергию в подвижных играх с правилами (бег на дистанциях, бег с препятствиями) и почувствовать радость достижения успехов.

ü   Необходимо предусмотреть ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на свежем воздухе, желательно с музыкальным сопровождением, можно использовать танцы.

ü   Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

ü   Обучайте четкому и качественному выполнению команды, ни в коем случае не наказывайте ребенка за неуспех или непослушание, не заставляйте. Помните, его поведение - не дурной характер, но следствие работы его нервной системы, и только ваше терпение, любовь, сочувствие помогут малышу преодолеть гиперактивность.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ