Буллинг

СНПЧ А7 Сургут, обзоры принтеров и МФУ

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Хотя для нас это слово – новое, явление, которое оно означает, к сожалению, нам хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности. В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Когда счастливые родители ведут за руку на первый школьный звонок и первую в жизни линейку своего ребенка, они в основном беспокоятся о качестве образования, которое получит здесь их чадо. Но ребенок получает не только знания в учебном заведении, но и опыт общения в коллективе. Проблемы в общении у детей бывают в любом возрасте, но особый накал агрессии, травля начинается нередко лет с 10-11 (четвертый-пятый класс), в этом возрасте у детей появляется сплоченность в коллективе, желание самоутвердиться, занять свое место, завоевать авторитет. Кто чаще всего становится жертвой травли? Им может стать любой школьник, даже сильный, способный противостоять давлению группы одноклассников. Но некоторые дети невольно провоцируют сверстников и чаще других становятся жертвами травли. Среди них – те, кто необычно одет или "странно" ведет себя; кто неряшлив, неопрятен. Или мальчики и девочки, которые не могут дать отпор, или очень чувствительные дети, – их нетрудно вывести из себя, заставить рыдать. Школьники, которые легче ладят со взрослыми, чем с одноклассниками, по любому поводу жалуются учителю и ходят за ним "хвостиком", тоже вызовут скорее раздражение, чем симпатию класса. Часто жертвой буллинга становится новый ученик, отличающийся от одноклассников, – например, более открытый, инициативный, честный. И дети отвергают "чужака". Наконец, бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников. А кто становится буллером? Эти дети растут без запретов, не знают, что такое авторитет родителей. И в то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает у них сильную агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей, он ищет себе подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такому ребенку легче контролировать свое поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, самоценности, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей, доказывать собственное превосходство. Как защитить своего ребенка Дети только в крайнем случае жалуются родителям на то, что их обижают, самим родителям стоит быть внимательнее к своему ребенку.

• Обратите внимание на тревожные сигналы: ребенок расстроен после школы, у него появились проблемы с желудком, часто болит голова, он плохо спит.

• Порванная одежда, синяки и ссадины, нежелание говорить о школе или идти туда, снижение аппетита, ночные кошмары, депрессия, тревога, снижение успеваемости;

• «Потеря» вещей и карманных денег, нежелание выходить играть во двор; Предложите ребенку поговорить, причем в любое удобное (именно ему) время. Будьте внимательны к нему, но не принуждайте к откровенности. Если контакта не получается, посоветуйтесь с психологом. Узнав о факте буллинга, действуйте незамедлительно: не говорите ребенку “не обращай внимание”, “пошли их подальше” итд. Посторайтесь поговорить откровенно и выяснить все детали. Заверьте ребенка, его вины в этом нет, и что вы сделаете все для прекращения ситуации. Дайте понять сыну (дочери), что насилие не имеет шансов на продолжение. Если учитель бездействует, идите к директору или в департамент образования. Но самый эффективный способ решить проблему – обратиться к интернет-сообществу: на претензии, обнародованные в Сети, руководители школ реагируют оперативно. Главное – действуйте сообща, привлекая других родителей, особенно отцов. Если буллер видит, что его действия безнаказанными не останутся, его агрессия стихает. Огромное значение в появлении подобных проблем является позиция педагогов в образовательном учреждении. Если учителя делают вид, что ничего не замечают – тем самым они негласно поощряют агрессивных детей обижать попавших в немилость одноклассников. Если же педагоги проводят разъяснительные работы с учениками о недопустимости их поведения, то это сводит проблему буллинга (детской травли) к минимуму. Огромную роль в этом играет авторитет самого учителя, поскольку педагоги тоже нередко становятся жертвами агрессии не вполне адекватных детей. Жертве буллинга можно помочь, если:

● Глядя в зеркало, научиться спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Таким образом, буллер, ищущий в жертве признаков слабости, получает решительный отпор.

● Помочь научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.

● Используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез. ● Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.

● Уверить, что ребенок как жертва буллинга, не виноват в нем.

● Дав понять ребенку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.

● Помогая избавляться от плохих привычек, способствовавших буллингу (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т.п.).

● Поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ